Пермская краевая газета

Основана в ноябре 1917 года. Учредитель
и издатель — АО «Газета «Звезда»

Вторник 24 октября 2017 года

Сейчас в Перми -1..-3°C, пасмурно, без существенных осадков, ветер северный, 0-2 м/с
Подробный прогноз

все 100 лет Звезда
Газета

По полосам    По разделам

№ 66 (31934)

от 21 июня 2012

Ок
Ок

По ту сторону пыли

Необходимо детально, с помощью науки изучить источники грязи в Перми и начать работу по их уничтожению

По улице Адмирала Макарова иду на почту, находящуюся на улице Адмирала Ушакова. И снова вижу хребет мусора, лежащего во дворе одного из домов. Ветер разносит бумагу, полиэтилен и рвотный запах по окрестностям, как будто здесь находится полигон бытовых отходов. Как хорошо, что адмиралы этого не видят. Словами поэта — видно, наказали их тем, что так назвали самые печальные улицы Перми. Конечно, у них там, в позапрошлом веке на флоте, была абсолютная чистота, признак особого морского шика.

Адмиралы не видят, но мимо идут дети из соседней школы, проезжают мамочки с колясками. А напротив стройка, которая идет, верней, стоит уже не первый год и начинает напоминать образ брошенной цивилизации: грязь, выбитые стекла и перекошенные заборы. Такое ощущение, будто власти в городе нет вообще. Конечно, хорошо было бы поставить во главе мегаполиса какого-нибудь адмирала, с пистолетом, со стеком в руке. Он бы всех построил. Я пытался найти здесь улицу Байкальскую — не нашел. То есть дома имеются, а улицы нет. Ни тротуаров, ни газонов, ни освещения. Никто не знает, где она начинается, Байкальская, и где заканчивается. В центре пространства уже четыре года стоят останки пяти сгоревших (или сожженных?) домов. Никто не убирает. Конечно, это тебе не театральный сквер напротив городской администрации, где можно погулять после обеда, вдыхая аромат цветущей сирени и яблонь. На берег Камы здесь, в микрорайоне Водники, что в Кировском районе Перми, лучше вообще не выходить — это не берег, а конец света, напоминающий апокалиптические кадры из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского.

Наверно, ни в одном городе Европы нет столько грязи, сколько в её «культурной столице». Откуда столько? Об этом хорошо знают ученые Естественнонаучного института Пермского государственного национального исследовательского университета. Они даже провели небольшое исследование, посвященное этому грязному вопросу.

Одним из источников, понятно, остается мусор, который накапливается в баках и рядом с ними, и без них, как на пересечении улиц Адмирала Макарова и Монтажников. Этот мусор разносится по городу ветром, иногда поднимается и летает на уровне окон пятого этажа и выше, будто воздушные змеи на китайском празднике. Или растаскивается собаками. Короче, ветер носит, собака лает, а грязь остается лежать чуть в стороне от того места, где лежала. Таков результат всех разговоров о несвое-временной уборке мусора муниципальными службами.

Вторым источником можно назвать стройки — такие, как на улице Адмирала Макарова. Если стройка действующая, а не «замороженная», грузовики и самосвалы разносят грязь по городу на своих колесах. Даже если есть мойки, что случается редко, смываются только большие куски глины, для видимости, ведь транспорт заезжает на площадку по двадцать раз в день! Остальное отваливается по дороге. Кстати, за границей используется простое решение: машины, покидая стройку, проезжают через длинную яму с водой, по дну которой проложены бугорки для отбивания грязи с колес. На что только люди не идут, чтобы жить в чистоте. Чистота ценится дороже денег. В этом смысл цивилизации. Поэтому чиновники и владельцы строительных фирм отдыхают на Западе.

Смежная причина — привнесение грязи транспортом с загородных территорий. По данным исследований, 20–30 процентов россиян — активные дачники, соответственно из каждого миллиона машин 200–300 тысяч регулярно выезжают за город, а потом возвращаются обратно, туда и обратно по проселочным дорогам. Оказалось, достаточно пяти процентов пути по этим дорогам, чтобы уже привезти в город 1 килограмм грязи. Посчитайте сами, сколько может получиться в результате. Тысячи тонн!

Ладно, ты, дачник, приехал в город. И куда ставишь машину? Правильно. Ещё одной причиной появления мусора и грязи является отсутствие цивилизованных парковок для автомобилей во дворах домов. Это приводит к тому, что дворы превращаются в стихийные автостоянки, что не дает проводить качественную уборку территорий спецтехникой, например, грязного снега. Кроме того, наплыв автомобилей разрушает инфраструктуру эстетики и рекреации — газонов, клумб, скверов. Более того, можно предположить, что именно эти участки под колесами машин являются главными источниками городской грязи.

Стоит отметить, что привычный для зимней Перми коричневый снег невозможно увидеть на улицах Норвегии или Финляндии, где он естественного белого цвета. Потому что автомобили там паркуются на стоянках с твердым покрытием (асфальт, брусчатка, бетон), а не как в Перми — на бывших газонах, клумбах и детских площадках. Поэтому грязь с несанкционированных парковок и автостоянок не развозится там по всем улицам.

Газоны вообще отдельная тема городской грязи, особенно придорожные. Согласно ГОСТам и СниПам, газон должен быть на одном уровне с бордюрным камнем или ниже его. Поскольку он исторически был придуман для отделения проезжей части или тротуара от земли. В Перми он только обозначает границы почвы и проезжей части. В центре города газонов мало, поэтому это не так заметно, а где-нибудь на окраине буквально на каждом углу за бордюрным камнем образуются земляные холмы, покрытые травой, откуда даже легкий дождик смывает почву на дорогу, создавая «земляные реки» и слякоть. При этом надо добавить, что сама по себе вода очень вредна для проезжей части: под колесами автомобилей она сжимается и разрушает асфальт. Чтобы избежать этого, дороги делаются конструктивно пологими для стекания воды, что не всегда соблюдается строителями. Не сложно догадаться, как быстро убиваются дороги, когда вода бежит с песком и землей.

Обычно газон находится между дорогой и тротуаром. Что получается? Если человек на своей машине или такси пожелает остановиться у обочины, чтобы зайти в магазин, ему ничего не остается, как высаживаться на газон, поскольку обочины, имеющие асфальтовое покрытие, за редким исключением запрещены для остановки Правилами дорожного движения. И ещё, тротуар, отделенный от дороги газоном, вплотную приближается к стенам домов, что бывает опасно для пешеходов, ведь с наших крыш нередко падают смертоносные сосульки и снег, и с балконов, случается, тоже что-нибудь падает, иногда — сами балконы. А в зимнее время часть дороги, газона и тротуара занимается валом убираемого снега. Хотя складирование снежных отвалов на газон запрещено действующими правилами благоустройства, в течение дня этот снег черными потоками льется обратно на дорогу. А ущерб от аварийности на городских дорогах из-за грязи, забрызгивающей лобовые стекла и фары, вообще не поддается оценке. Не надо забывать и про реагенты, которыми в зимнее время обрабатывают город. В качестве антиобледенителей в Перми применяется песко-соляная смесь и бишофит. В результате мы имеем испорченную обувь, плохое настроение и дополнительную грязь по весне. А земля газонов и бульваров вдоль крупных автомагистралей приобретает признаки засоления и осолонцевания. В итоге происходит утрата гумуса — органического вещества, а также разрушение структуры почвы, что приводит к значительному снижению её биологической активности.

Но даже не это главное по своим последствиям для человека. Грязь на дорогах — это в основном не земля. Исследования показали, что 85 процентов её состава — продукты нефтеразложения: либо выхлопные газы, либо остатки масла и бензина. А в выхлопах автомобилей содержится до 3 процентов угарного газа, 0,5 процента углеводорода и других веществ, не полезных для человека. Среди углеводородов некоторые соединения канцерогенны (например, бензопирен и бензантропен). Исключительно вредны для здоровья людей окислы свинца, мышьяковистые и другие соединения, способные накапливаться в тканях организма, приводя к его медленному отравлению. Получается, та пыль, которую визуально мы воспринимаем как песок, в значительной степени состоит из органических веществ. Весной и летом она поднимается в воздух, более крупные частицы оседают на землю и поднимаются только при порывах ветра, а потом оседают на нашей одежде и волосах. Мелкодисперсная пыль слишком легкая, поэтому она висит в воздухе. Эта пыль считается самой опасной. Её частицы попадают при вдохе в легкие, провоцируют аллергию и заболевания дыхательной системы.

Кроме того, негативное воздействие на окружающую среду оказывают выбросы промышленных предприятий. С атмосферными осадками в почву попадают формальдегиды, газы — оксиды серы, азота и другие загрязняющие вещества. Большинство из них не просто растворяются, а образуют химические соединения с водой, имеющие кислотный характер. Поэтому чего удивляться популярности в народе городских больниц, аптек и кладбищ.

Сегодня необходимо детально, с помощью научных методов изучить источники грязи. И начать целенаправленную работу по их уничтожению. Так считают ученые. Иначе наши улицы никогда не станут чистыми. Решение остается за властью. А пока каждый — автомобилист, строитель и просто житель города — может внести свою долю в очищение окружающей среды, как может, ведь воздух — он один на всех, и жизнь — тоже только одна.

Copyright «Звезда» © При использовании материалов ссылка на zwezda.perm.ru обязательна! »»» Подписывайтесь на Telegram, Twitter, Facebook или ВКонтакте газеты «Звезда»!

К содержанию номера

Комментарии (1)

Коммунист

Коммунист 21 октября 2013, 18:18

Действительно все так! У нас, за бывшим партархивом на ул.Большевисткой, прямо по скверу проложили дорогу. И хоть бы что! Всем наплевать,в т.ч. и районным и городским властям! Г-н Сапко больше красуется перед фото и кино обьективами во время посадки деревьев. А чтобы навести порядок в городе на это у него не хватает ни сил, ни воли!


Оставить свой комментарий

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Почта нужна для отображения аватара. Подробнее на сайте Gravatar.
Антиспам
Отправить
Фоторепортаж

Глава Прикамья - интервью на старте

<>

Фото 1 / 1

Календарь
Самые комментируемые

за неделю за месяц