Письмо в редакцию Подписка на новости
Ок
Пермская краевая газета

Основана в ноябре 1917 года. Учредитель
и издатель — АО «Газета «Звезда»

Пятница 22 сентября 2017 года

все 100 лет Звезда
Газета

По полосам    По разделам

№ 29 (32639)

от 21 марта 2017

Ок
Ок

Пространство на вырост

Сергей БАРАКИН, доцент кафедры режиссуры и мастерства актёра Пермского института культуры

Фестиваль «Пространство режиссуры» имел профессиональную направленность: в нём принимали участие как признанные мэтры мирового и российского театра, так и начинающие свой творческий путь студенты театральных вузов. Однако «Пространство режиссуры» стало не только коммуникационной площадкой для встреч, обмена мнений, передачи опыта. Фестиваль оказался интересен и широкой зрительской аудитории.

В качестве спектакля-открытия была представлена работа французской труппы из Марселя NONO. «БароККо» (так называлось представление) показывали в большом зрительском фойе. Сняли роскошные театральные люстры, завесили витражные окна, смонтировали свето- и звукоаппаратуру. Зрители разместились вдоль окон и напротив, создав в центре длинную сценическую площадку.

В центре истории – человек у последней черты. За его душу разворачивается нешуточная борьба между темной и светлой силами. Что есть человек? Что он оставляет на земле после себя? Какой участи достоин?

Сам миг перехода человека из бытия в небытие «раздвигается» в часовое шествие разных персонажей, среди которых Падший Ангел, старые близнецы, Прорицатель, Триада Желания. Необычный для пермяков спектакль в виде шествия, в котором наряду с французами приняли участие отобранные по кастингу пермские актеры и музыканты, произвел фурор.

Тема жизни человека и его взаимоотношения с окружающим миром стала сквозной на фестивальных спектаклях. Так или иначе об этом размышляет режиссер Тимофей Кулябин, выступивший персоной фестиваля. Четыре его спектакля (два – с труппой Государственного театра наций (Москва), два – с труппой новосибирского академического театра «Красный факел») были показаны в Перми.

Подписывайтесь на Telegram, Twitter, Facebook или ВКонтакте газеты «Звезда»!

Это редкий, если не уникальный, случай монографического фестиваля в театральной практике. Кулябин не участник пермской театральной жизни (как, например, М. Скоморохов, в честь которого недавно состоялась декада спектаклей в Пермском ТЮЗе). Он живет и работает в Новосибирске, ставит в Москве, Омске, Риге, а теперь и в Европе. Выбор Кулябиным его спектаклей, по уверению организаторов, сделан потому, что он является «хедлайнером поколения тридцатилетних».

В спектакле «#сонетышекспира» режиссер сталкивает два мира. Обыденный, повседневный – в лице двух театральных рабочих, их еще называют монтировщиками сцены. Они заняты техническим обслуживанием спектакля. Что они делают? Простые житейские вещи: едят, играют в компьютерные игры. Иногда отвлекаются на свою работу: переставляют декорацию, делают перемену света (включают «рассвет» или «луну»), создают ветер обыкновенным вентилятором.

Другой мир – мир красоты, воплощенный в декорации с высокими полукруглыми окнами, овальным зеркалом, в играющем на рояле музыканте. Артисты читают сонеты Шекспира и время от времени поют красивую музыку Рахманинова, Перселла, Шуберта. Мир красоты вступил в фазу увядания – с потолка каплет вода. Ее собирают в тазы монтировщики и сливают в рояль.

Да и в отношениях исполнителей сонетов не всё гладко. В какой-то миг между ними что-то «назреет» – и начнется физическая борьба друг с другом.

Во взаимоотношениях миров зафиксировано не мирное сосуществование, а полное драматизма взаимопроникновение и отталкивание. Бытовая жизнь в лице монтировщиков находится на небольшом пространстве сбоку. Но она определяет и направляет все тончайшие движения мира красоты. Кажется, что режиссер выносит неутешительный диагноз нашему миру.

В «Процессе», по Францу Кафке, главный герой Йозеф К. – единственный нормальный человек. У всех остальных персонажей лица скрыты однотипными полупрозрачными масками, а голоса искажены звуковыми фильтрами. Они (вольно или невольно) объявили его виновным, преступным, что-то свершившим.

В течение спектакля Йозеф К. пытается разобраться и понять, что совершил, объяснить, что не делал этого, доказать свою непричастность. Однако процесс запущен, и завершится он печально. Йозеф примет условия Процесса: покорно снимет одежду, аккуратно разложит ее на кровати и будет ждать. Спектакль о том, как происходит добровольное превращение в жертву, как Процесс становится пожирателем всего.

Выскажу предположение. Размышления режиссера во многом основаны на личном опыте, связанном с нашумевшим запретом поставленной Т. Кулябиным оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета. Глубоко личные переживания переплавились в сценические размышления о процессе, который может произойти с каждым.

В «Онегине» зритель не обнаружил ни полифоничности романа, ни онегинской строфы, ни энциклопедии русской жизни, ни пиетета перед «нашим всем». Действие происходит в наши дни, в выгородке кинопавильона, в условном пространстве. Режиссер из множества смыслов выбрал те, которые ему важны: Онегин как некий архетип, а также жизнь, которая Онегину надоела.

Жизнь тянется в спектакле, как морок, как надоевшая привычка. Появление Ленского с барышнями вносит неожиданности и разнообразия. Но не успокоения. Поэтому и Ленский убит нетерпеливым выстрелом, и Татьяна отринута. Финал спектакля не дает надежды. Татьяна повторяет путь Онегина. Ей нечего ответить пришедшему к ней Онегину, как и ему нечем было ответить на ее письмо. Душа Онегина пуста, черна. Только сценический ветродуй развеет по сцене обуглившиеся письмена.

Показ спектаклей Тимофея Кулябина вызвал шквал самых противоречивых, полярных мнений. От «замечательно, превосходно, тонко» до «дурят нашего брата». Тут важно отметить пермский контекст. Театральная ситуация в Перми благополучная. Некоторые деятели говорят о театральном ренессансе. В целом все отмечают то, что наши театры работают много, выдают интересные и неординарные спектакли.

Есть и традиционные спектакли, но есть устойчивая линия эксперимента и авангардных постановок. Так что показанные спектакли на «Пространстве режиссуры» – это работа на будущее, на вырост.

Еще одной персоной стал Зиновий Корогодский, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. Он был многолетним руководителем Ленинградского ТЮЗа, замечательным театральным педагогом. Память о его спектаклях жива до сих пор. Написанные им книги читаются. Драма его жизни – несправедливое обвинение, в результате которого он был лишен и театра, и возможности работать.

Мемориальная часть феста состояла из двух событий. Был показан спектакль «Неокончательный портрет», в котором артисты Санкт-Петербургского Театра поколений рассказывали о перипетиях жизни основателя театра.

Сам герой Зиновий Корогодский предстал в образе куклы, вступающей во взаимодействие с сегодняшним днем.

Сын режиссера, художник Данила Корогодский, продолжает дело отца, сохраняя память о нём. Он представил в Перми выставку «Пятна, кляксы и портреты». Она уже демонстрировалась на площадке театрального музея имени Бахрушина. Выставка лишена какого-либо пафоса. Она полна любви к отцу и делу его жизни. В ней много юмора и доброй иронии.

Если показ спектаклей Т. Кулябина – это не только сегодняшние практики, но и взгляд в будущее, то мемория З. Корогодскому – это дань памяти ушедшему, без которого не могло быть сегодняшнего дня. Это тот опыт, который мы имеем и должны использовать.

Так возникает важнейшая содержательная мысль фестиваля о пространстве времени режиссуры. О движении времени, которое так быстро меняет театр. Устаревая в выразительных средствах, но не устаревая в темах, театр остается актуальным во внимании к человеку, к его взаимоотношениям с миром и с самим собой.

Еще один сюжет фестивальной жизни – битва театральных школ. Конечно, никакого сражения не было, а был показ четырех студенческих работ двух театральных школ. Студенты-второкурсники Школы-студии МХАТ (мастерская Дмитрия Брусникина) показали экзамен по актерскому мастерству в виде спектакля «Транссиб» и пластическое действо в технике contemporary.

Четверокурсники Высшей школы сценических искусств (мастерская Константина Райкина) представили танцевальный спектакль «Кармен. Начало» и «Бесприданницу» А. Островского. Утренняя линейка студенческих показов начиналась в 11 часов, но зрительный зал «Сцены-Молот» заполнялся до отказа.

Читайте также >>>

»»» Подписывайтесь на Telegram, Twitter, Facebook или ВКонтакте газеты «Звезда»!

К содержанию номера

Комментарии (0)

Оставить свой комментарий

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Почта нужна для отображения аватара. Подробнее на сайте Gravatar.
Антиспам
Отправить
Фоторепортаж

Большое интервью главы Прикамья

<>

Фото 1 / 1

Календарь
Самые комментируемые

за неделю за месяц