Письмо в редакцию Подписка на новости
Ок
Пермская краевая газета

Основана в ноябре 1917 года. Учредитель
и издатель — АО «Газета «Звезда»

Воскресенье 24 сентября 2017 года

все 100 лет Звезда
Газета

По полосам    По разделам

№ 73 (31637)

от 8 июля 2010

Ок
Ок
Дорога к храму ДОРОГА К ХРАМУ

Тайны Саламатовой горы

В трех километрах от Чусового на месте древнего коми-пермяцкого городища в начале ХХ века был основан Саламатовский монастырь. В годы репрессий он был уничтожен вместе с насельниками. Сегодня, увы, об этом монастыре здесь почти никто не помнит...

Несмотря на то, что Саламатова гора находится совсем недалеко от Чусового, добраться до нее непросто. Заваленная буреломом, непроезжая дорога заросла кустами малины и шиповником. А чтобы залезть на саму гору, нужно преодолеть крутой лог, по которому бежит холодный ручей

Так выглядел Саламатовский монастырь до революцииТак выглядел Саламатовский монастырь до революции

Городище площадью около двух гектаров на мысу среди высокого берега Усьвы было защищено тремя валами, но разглядеть их следы мне так и не удалось. Даже ямы археологов и кладоискателей, трудившихся здесь во второй половине ХХ века, почти сравнялись с землей.

— Про Саламатовский монастырь я ничего не слышал, — разводит руками на мой вопрос 25-летний парень, которого я встретил в деревне Саламатово.

— В шестидесятые годы, когда мы были маленькими, бегали туда искать клады, — вспоминает местная жительница Валентина Латышева. — На горе есть такие места: стукнешь, а отдается пустота. Я помню, что там иконы находили. А потом приезжали какие-то люди, вели раскопки. На горе стояла палатка, где жили пять-шесть человек.

В Х-ХIII веках в нижнем течении реки Чусовой и дальше на север жили коми-пермяки. На территории Чусовского района самое значительное поселение этого времени — Саламатовское городище. В 1964-м и в 1986-м годах здесь вели раскопки ученые из ПГУ и ПГПИ.

Археологов ждало немало ценных открытий. Ральники для пахоты, остатки глиняных сосудов, в которых хранились рожь и овес, доказывали, что с ХI века среди коми-пермяков распространилось пашенное земледелие. В одной из ям было обнаружено огромное количество рыбьей чешуи, принадлежавшей не только щуке и судаку, но и осетру, который водился 800 лет назад в реке Чусовой.

Интересно, что первое металлургическое производство в окрестностях города появилось задолго до строительства в 1879 году Чусовского металлургического завода. В Саламатовом городище были найдены шлаки, куски сыродутного железа, кузнечные клещи коми-пермяцких металлургов. Девятьсот лет назад они делали ножи, мечи, сабли и даже кольчуги, кольца от которых были обнаружены здесь же.

В Саламатовском городище могли жить до сотни человек, среди которых были не только земледельцы и кузнецы. Наиболее сильные воины во главе с вождем-«князьком» составляли особый социальный слой, они были вооружены мечами, кольчугами, могли иметь нескольких рабов. Простые общинники в случае опасности вооружались только копьями, луком и топором. А военная опасность к концу XIII века становилась все серьезнее.

В XIV веке, вероятно, из-за участившихся набегов манси и татар берега реки Чусовой обезлюдели. Десятки городищ и селищ были заброшены. Поля, где зрели рожь и овес, заросли сорной травой. Племена коми-пермяков отступили дальше на север. Пока в ХVII веке на Чусовую не пришли русские переселенцы, здесь жили только небольшие общины охотников-манси. Саламатова гора на долгие века погрузилась в глубокий сон.

В начале ХХ века на горе снова поселились люди, которые построили здесь православный монастырь. О том, как это произошло, рассказал краевед Олег Южаков, написавший книгу об истории православной церкви в Причусовье:

— На Саламатовой горе стал жить отшельник Николай Аганин. В 1915 году епископ Андроник разрешил открыть здесь мужской монастырь. Из Белогорского монастыря был откомандирован иеромонах Феодосий (Бахарев) с несколькими монахами, который стал руководителем обители. А основатель отшельник Николай Аганин принял здесь иноческий постриг с именем Серафим. В мае 1915 года в монастырь прибыл святитель Андроник, который освятил новый деревянный храм Благовещения.

После революции в крае начались репрессии против священнослужителей. В 1918 году был замучен красноармейцами епископ Андроник, причисленный затем к лику святых. Выходит, что Благовещенский Саламатовский монастырь открывал не просто архиерей, но настоящий святой!

Часть монахов в 1918 году покинули монастырь, который в 1919-м возглавил иеродиакон Михаил. Однако, несмотря на ужасы революции, число паломников и богомольцев не убавлялось. Из города Чусового и соседней деревни Саламатово каждое воскресенье на службу пешком 4–5 километров шли по лесной дороге сотни людей.

В 2002 году в Чусовом скончалась схимонахиня Нифонта, которая до конца жизни сохраняла детские впечатления от посещений монастыря в те далекие годы.

— Схимонахиня Нифонта родилась в 1909 году в деревне Саламатово, — рассказывает монахиня Александра, — маленькой девочкой вместе с мамой она ходила в монастырь на воскресные службы. Она рассказывала, что в Благовещенской церкви служил старец схиигумен Кирилл. Он давал девочке книги о православной вере. «Зачем вы ей даете, она потеряет», — беспокоилась ее мама. «Она будущая монахиня», — предсказывал старец, слова которого девочка запомнила на всю жизнь. Однажды в монастырь приехали чекисты, закрыли обитель и увезли схиигумена Кирилла. Когда его арестовывали, старец был очень спокоен, говорил: «Значит, так и должно быть». Расстреляли его в Перми.

Монастырь закрыли в 1921 году. Однако бывшие монахи продолжали жить здесь. И Благовещенская приходская община продолжала существовать, судя по рапорту чусовских чекистов 1929 года, приведенному в книге краеведа Олега Южакова: «По имеющимся агентурным материалам, в бывшем монастыре под названием „Саламатова гора“ Чусовского района сгруппировался монашествующий элемент, здесь организовали приходскую общину и под видом белого духовенства продолжают свою работу. Руководителем является настоятель церкви иеромонах Агафонов Нифонт Павлович, бывший артист императорских театров, и два его подпевалы — дьякон-монах Овчинников Михаил Иванович и Андреев Паисий Алексеевич. Вся эта группа монахов группирует вокруг себя громадную массу богомольцев…»

В январе 1930 года иеромонах, иеродиакон и послушник бывшего монастыря были осуждены на три года лагерей каждый. Известно, что иеромонах Нифонт Агафонов выжил в сталинском лагере, вышел на свободу. Но в 1937 году был снова арестован и приговорен к расстрелу.

Сегодня о монастыре жители деревни Саламатово уже не помнят.

— Я самый старый, — рассказывает пенсионер Анатолий Береснев, — никого из старожилов больше не осталось. Приехал сюда в 1950 году. На Саламатовой горе были одни ямы. И следы гари. Говорили, что остатки монастыря сгорели еще до войны. В деревне часовня стояла. В ней тогда зерно держали. Когда зерно вывезли, я хотел разобрать часовню себе на избу, но Леонард Постников вывез ее в спортшколу «Огонек». Больше церквей у нас не было. Сегодня в деревне остались в основном пенсионеры, а кто помоложе, ездит на работу в город.

Несколько лет назад православные чусовляне поставили на Саламатовой горе памятный крест, однако редко кто сегодня забредет сюда, вспомнит о людях, которые жили и умирали здесь за свою веру.

»»» Подписывайтесь на Telegram, Twitter, Facebook или ВКонтакте газеты «Звезда»!

К содержанию номера

Комментарии (0)

Оставить свой комментарий

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Почта нужна для отображения аватара. Подробнее на сайте Gravatar.
Антиспам
Отправить
Фоторепортаж

Большое интервью главы Прикамья

<>

Фото 1 / 1

Календарь
Самые комментируемые

за неделю за месяц