Письмо в редакцию Подписка на новости
Ок
Пермская краевая газета

Основана в ноябре 1917 года. Учредитель
и издатель — АО «Газета «Звезда»

Вторник 27 сентября 2016 года

Реклама в газете
КОТИРОВКИ / Цена открытия 23.12.09 28.12.10 30.12.11 28.12.12 28.12.13 27.09.16
Автоваз 14,5 35,99 19,488 16,05 10,893 8.8
ВСМПО-Ависма 1983 3501,69 5445,49 5467,09 3262,82 12056
ВТБ 0,0694 0,1016 0,05812 0,05417 0,04902 0,0736
Смотреть все котировки
Газета

По полосам    По разделам

№ 130 (32294)

от 18 ноября 2014

Ок
Ок
Лукоморье ЛУКОМОРЬЕ

Здесь дух Астафьева

Минкульт планирует реорганизацию музея писателя в Чусовом — он становится филиалом Пермского краеведческого музея

Ноябрь — скорбный месяц памяти Астафьевых. 16 ноября 2011 года скончалась Мария Семеновна Корякина-Астафьева. 29 ноября, на десять лет раньше супруги, — сам Виктор Петрович. В этом ноябре, в год 90-летия со дня рождения великого писателя, министерство культуры Пермского края объявило о превращении краевого Литературного музея Виктора Астафьева в филиал Пермского краеведческого музея.

На пресс-конференции, которую по этому поводу провел региональный министр культуры Игорь Гладнев, почувствовать дух Музея Астафьева было сложно. Поэтому я отправился в сам музей в Чусовом.

Евгений Широков. Портрет писателя В. Астафьева. 1969 г. (Это был год, когда Виктор Петрович переехал из Перми в Вологду)Евгений Широков. Портрет писателя В. Астафьева. 1969 г. (Это был год, когда Виктор Петрович переехал из Перми в Вологду)

После Красноярского края, где родился писатель, город Чусовой — самый родной и близкий сердцу Виктора Петровича. На родину Марии Семеновны молодые супруги приехали сразу после демобилизации в 1945 году.

«Разбежавшийся по берегам трех рек, по логам карабкающийся в косогоры городишко, в котором мне предстояло жить и прожить почти два десятка лет, был чем-то притягателен и даже родственен, несмотря на свой чумазый индустриальный облик. Много я тут горя переживу, много испытаю бед и несчастий, но место это уральское, городишко этот, открытый бесхитростным рабочим ликом всем непогодам и невзгодам, всем грозам, градам и ливням, прирастет к сердцу», — пишет Виктор Астафьев в «Веселом солдате».

Здесь, в Чусовом, родились дети, здесь своими руками молодой Виктор Астафьев построил дом. Теперь он стал частью музея. Маленькая избушка площадью 16-19 квадратов стоит рядом с крутым спуском к городу, который днем и ночью штурмуют большегрузные фуры. Сегодня тут проходит оживленная трасса, соединяющая Пермь с Горнозаводском, Нижним Тагилом, Лысьву и Чусовой — с Соликамском.

Директор музея Владимир Маслянка открывает современную железную дверь, которая должна защищать экспонаты от воров. Через маленькие сени мы попадаем в крохотное пространство, центром которого является добротная русская печь.

— Вещей, которые принадлежали семье Астафьевых, в доме нет, — признается Владимир Маслянка. — Мы восстанавливали обстановку, собирая соответствующие предметы мебели и обихода.

Я сразу вспомнил свой разговор с замдиректора по научной работе Пермского краеведческого музея Еленой Меркушевой, которая объясняла мне преимущества присоединения к ним Литературного музея:

— Все предметы коллекции будут храниться в наших фондах. Условия в фондах Пермского краеведческого музея лучше. Доступ для специалистов к ним будет проще.

Могу представить, насколько образцы советской мебели 60-70-х годов, подушки и одеяла, эмалированная посуда и берестяной туесок современной работы заинтересуют специалистов в краеведческом музее. Только здесь, в Чусовом, все это кажется к месту, воссоздает атмосферу подлинного астафьевского быта.

Лишь здесь, в Чусовом, в 300 метрах от дома великого писателя мы можем увидеть здание тубдиспансера, пациентами которого 65 лет назад были Виктор Петрович и Мария Семеновна. Прочитав автобиографическую повесть Виктора Астафьева «Веселый солдат», я захотел побывать и в диспансере, где в то голодное и тяжелое время спасали от смерти двух молодых, двадцати с чем-то лет, только что прошедших войну, надсаженных голодной жизнью и тяжелой работой туберкулезников — будущего великого писателя и его жену. Но тубдиспансер-то все еще действующий!

Копия скульптуры Астафьевых в Овсянке (Красноярский край)Копия скульптуры Астафьевых в Овсянке (Красноярский край)

По заброшенной, «неумытой» окраине Чусового, где частные деревянные дома перемежаются со сталинскими шлакоблочными бараками, переходим в главную часть музея, поместившуюся в подвале старого жилого дома. В 1950 году тут был колбасный цех, который сторожил 26-летний Виктор Астафьев. Здесь на дежурстве за одну ночь он написал свой первый рассказ «Гражданский человек».

Крутая лесенка со множеством маленьких скользких ступенек ведет глубоко вниз, как будто это не подвал, а бомбо-убежище. В самом подвале под ногами неровный вспученный пол, выложенный старой плиткой, тот самый пол, по которому ходил молодой Виктор Астафьев.

На стенах портреты старых чусовлян, из-за которых Виктор Петрович прозвал Чусовой городом непризнанных гениев. Виктор Хорошавцев, друг и партнер Астафьева по рыбалке, поэт Владимир Армишев, которому Виктор Астафьев посвятил эту «Затесь». Мастер Юрий Ситнов, создавший более сорока уникальных скрипок. Автопортрет чусовского художника Валерия Чаплыгина. И другие местные гении.

И здесь же — большая фотография бравого красивого офицера, обнимающего жену: майора Ивана Реутова. Это тот самый Реутов, который невольно подвиг молодого Астафьева стать писателем! Во время обсуждения в литкружке глянцевого, бравурного рассказа Реутова о войне Виктор Астафьев заявил, что на войне так все гладко не бывает. Ему предложили написать самому — как надо. И Виктор Астафьев написал...

Самые массивные экспонаты музея — огромная гипсовая Царь-рыба и бюст Владимира Ленина с привокзальной площади, ставшего первым знакомцем Виктора Астафьева в Чусовом.

«Выйдя на небольшую привокзальную площадь, увидел скульптуру Ленина в голом скверике, приваленную шапкой свежего, еще не закоптившегося снега, сказал, притронувшись к новой пилотке: «Здравствуйте, Владимир Ильич, единственный мне здесь знакомый человек!»

В Литературном музее Виктора Астафьева есть несколько его личных вещей, например, костюм 70-х годов советского ХХ века. Но большая часть экспонатов все-таки посвящена городу Чусовому, той среде, в которой Виктор Астафьев стал великим писателем.

Экспонаты музея в подвале бывшего колбасного цеха — вроде старого зеркала, в которое чусовляне глядят на свой город, сами на себя. Смотрят и удивляются: как это у нас в маленьком бедном городишке мог появиться такой настоящий, большущий писатель! Музей-то уж больно весь чусовской, до волос и костей, чтобы вдруг стать филиалом Пермского краеведческого.

Побывав в музее, я так и не понял: рады ли сотрудники предстоящим переменам? С одной стороны, директор музея Владимир Маслянка сказал мне, что он поддерживает инициативу министерства культуры края.

— Самостоятельность приносит сегодня много проблем, — объяснял он. — У самостоятельного учреждения, в отличие от филиала, много бумажной, не нужной нам работы. Каждый день приходит масса запросов, анкет, на которые надо отвечать. Чтобы что-то заказать, купить, нужно проводить котировки и создавать комиссии. А у нас сотрудников всего 5 человек.

Но, с другой стороны, я видел на лицах лишь тревожное чувство неопределенности.

— Владимир Николаевич, вас уже поставили в известность, как изменится штатное расписание, финансирование музея? — уточнил я у директора.

— Нет, мы пока ничего не знаем.

Особенно волнуется Владимир Николаевич за проведение Малых Астафьевских чтений, в которых ежегодно принимают участие тысячи юных ценителей творчества Виктора Астафьева из десятков регионов России.

— Ведь мы для этого и существуем, — говорит директор музея, — чтобы наследие Виктора Петровича Астафьева передать детям!

Между тем в Чусовом уже ходят слухи, что не расти музей будет, а сокращаться. И что вся затея реорганизации якобы связана с оптимизацией и необходимостью экономии бюджета.

В общем, какие-то реальные выводы о том, что произойдет с Литературным музеем, пока делать рано. Ведь конкретного плана, по которому музей будет дальше расти и совершенствоваться, реформаторы пока не представили. Реформа есть, а что это за реформа — даже в самом Литературном музее Виктора Астафьева пока только гадают.


К содержанию номера

Комментарии (0)

Оставить свой комментарий

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Почта нужна для отображения аватара. Подробнее на сайте Gravatar.
Антиспам
Отправить
Календарь