Письмо в редакцию Подписка на новости
Ок
Пермская краевая газета

Основана в ноябре 1917 года. Учредитель
и издатель — АО «Газета «Звезда»

Вторник 31 мая 2016 года

Реклама в газете
КОТИРОВКИ / Цена открытия 23.12.09 28.12.10 30.12.11 28.12.12 28.12.13 31.05.16
Автоваз 14,5 35,99 19,488 16,05 10,893 8.8
ВСМПО-Ависма 1983 3501,69 5445,49 5467,09 3262,82 12056
ВТБ 0,0694 0,1016 0,05812 0,05417 0,04902 0,0736
Смотреть все котировки
Газета

По полосам    По разделам

№ 111 (32275)

от 2 октября 2014

Ок
Ок
Дорога к храму ДОРОГА К ХРАМУ

Художник от Бога

Сергей Малицкий принимал участие в реставрации уникальных росписей пермского храма

Долгое время это здание в краевом центре было для пермяков и гостей города краеведческим музеем. В 2008 году это строение снова стало храмом. Будучи сооруженной в 1836 году, в советское время церковь святителя Митрофана Воронежского утратила все свои фрески и росписи, они были попросту заштукатурены и закрашены.

Как только здание было возвращено Пермской епархии, в нем начались восстановительные работы. Об участии в них я побеседовала с одним из самых молодых реставраторов росписей храма — пермским художником Сергеем Малицким. Сразу поясню: плохо подготовленным его, несмотря на возраст — художнику 28 лет, — не назовёшь. Сергей окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, проходил копийную практику в Эрмитаже, копировал работы из собрания Пермской художественной галереи. Именно этот багаж знаний и умений, а также непреодолимое желание попробовать себя в таком деле позволили ему приложить руку к возвращению храму исторического вида.

— Скажите, Сергей, что показалось вам самым сложным в процессе работы?

— Вера — очень тонкая материя, а храм — место её наибольшей концентрации в духовном плане. И это не то чтобы мешало, но слегка отвлекало, как некое испытываемое мною благоговение. Да и непосредственно, в профессиональном смысле, было крайне непросто максимально приблизиться к манере письма старых мастеров, которые выполняли изначальную роспись храма.

— Вы, конечно же, человек верующий?

— Безусловно. Я уверен, что Создатель не допустил бы к такой работе безбожника. Вдобавок ко всему, вряд ли атеист вызвался бы принимать участие в таком мероприятии. Сами посудите, из огромного количества талантливых художников лишь единицы отправляются работать в церкви.

— Каково художнику работать по церковным канонам?

— Каноны присутствуют не только в церкви, искусство вообще должно подчиняться духовным правилам, я считаю. А мы, художники, обязаны продолжать традиции и соблюдать совокупность этих самых норм и правил, хотя в процессе работы их гнёта я не ощутил. К тому же цель, которая стояла передо мной и другими задействованными в росписи, подразумевала строгость и чёткое понимание в достижении результата.

— Можно ли говорить, что результат этой работы вас полностью удовлетворил?

— Смело отвечу: да, я крайне доволен тем, что получилось в итоге моих трудов, работа в церкви дала мне то, чего не было в моём светском творчестве. Я считаю, что это полезный опыт для любого художника, но, увы, не каждый к нему духовно готов.

— А вы не чувствовали себя подобным гениальному художнику Леонардо да Винчи, который расписывал потолок Сикстинской капеллы, изнывая от капающей на лицо краски? И вообще, какие чувства испытывает художник, работая под потолком светлого гулкого храма?

— Нет, ни разу не сравнивал себя с Леонардо да Винчи, да и не представляю я, как он себя чувствовал в те моменты. Однако мне было совершенно непривычно и захватывающе каждый день находиться на высоте и при этом еще расписывать стены, успевая следить за цельностью работ. В частности, это касается двух росписей: святых Петра и Павла, которые расположились на противоположных стенах.

— В каком режиме велись работы?

— Работали ежедневно, и единственными днями, когда я не забирался на строительные леса, были суббота и воскресенье. Сложно сказать, сколько человек трудилось над реставрацией храма, ведь это были не только художники, но и разнорабочие, без участия которых чуда бы не произошло, ведь реставрируемые фрески были скрыты под шестью слоями штукатурки, их пришлось аккуратно снимать, чтобы росписи вновь увидели свет.

Стоит отметить, что восстановление храма сопровождалось богослужениями, которые проходили дважды в день, несмотря ни на что. Поэтому слова Сергея Малицкого о готовности работать в церкви вполне понятны, ибо верующий человек получает от такой работы помимо творческого удовлетворения еще и душевное просветление.

Сейчас молодой художник продолжает заниматься творчеством в миру. По словам Сергея, он находится в постоянном поиске новых образов и сюжетов для картин, а наиболее привлекательные жанры для него — это пейзаж и портрет.


К содержанию номера

Комментарии (0)

Оставить свой комментарий

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Почта нужна для отображения аватара. Подробнее на сайте Gravatar.
Антиспам
Отправить
Календарь
Самые комментируемые

за неделю за месяц