Пермская краевая газета

Основана в ноябре 1917 года. Учредитель
и издатель — АО «Газета «Звезда»

Вторник 24 октября 2017 года

Сейчас в Перми -1..-3°C, пасмурно, без существенных осадков, ветер северный, 0-2 м/с
Подробный прогноз

все 100 лет Звезда
Газета

По полосам    По разделам

№ 16 (32181)

от 13 февраля 2014

Ок
Ок
Экология ЭКОЛОГИЯ

Опасный снег

В конце января Пермская гордума ознакомилась с информацией «Об организации текущего содержания объектов внешнего благоустройства и придомовых территорий зимой 2013–2014 годов». Как выяснилось, за два месяца осадков выпало больше, чем за всю предыдущую зиму. За это время из Перми вывезено более 786 тыс. кубометров снега. И все равно депутаты раскритиковали исполнительную власть за работу управляющих компаний, которые не справляются с вывозом снега с дворовых территорий. Действительно, снег — не только тяжелая, но и опасная проблема города.

Всем известно: по суровости климатических условий Россия занимает первое место в мире. В результате мы имеем наиболее продолжительный период дорожного гололеда, создающий на трассах аварийную ситуацию. Поэтому без широкого использования специальных реагентов на автотрассах не обойтись. Но что они собой представляют, большинство граждан не имеют даже смутного представления.

Начнем с того, что продолжительность опасного периода в Перми зависит от погодных условий зимнего сезона. Официальные сроки — с 15 октября по 14 апреля — определены административным документом «Правила организации содержания улично-дорожной сети города Перми», утвержденным решением Пермской городской думы 26 февраля 2008 года. Документ регламентирует деятельность по содержанию улично-дорожной сети города, в том числе преду-сматривает такие мероприятия, как сроки очистки и вывоза снега, разрешенные и запрещенные к использованию реагенты (говорится о запрете на использование технической соли и жидкого хлористого кальция), условия обработок и складирования снежной массы (не допускается образование свободных растворов вследствие плавления снега).

Все хорошо, только оценка экологических последствий использования противогололедных реагентов в Перми, выполненная сотрудниками Естественнонаучного института Пермского национального исследовательского университета, показала, что данные реагенты далеко не безопасны в экологическом отношении. Что это значит?

Установлено, что талые воды снега на участках, прилегающих к дорогам, меняют естественный для осадков гидрокарбонатный состав на хлоридный. Это значит, что возрастает минерализация снеговых вод.

Так, если сравнить минерализацию проб снега, отобранных в зеленой зоне города (база «Динамо»), в городских скверах (на улицах Сибирской и Хохрякова) и на газонах, примыкающих к перекресткам дорог, получим следующие соотношения данного показателя: 1:2:19, то есть минерализация талых снеговых вод с газонов, прилегающих к дорогам, в 19 раз выше минерализации проб снега, отобранных в районе лыжной базы «Динамо».

Состав минерального остатка талых вод содержит значительное количество микропримесей, в том числе элементов первого класса экологической опасности (они как раз и оказывают онкогенное воздействие на человека) — тяжелых металлов и мышьяка. Сравнительный анализ перечисленных выше проб талых снеговых вод на содержание микропримесей показал, что содержание цинка, бериллия, кадмия в талых водах снега с перекрестка улиц Островского и Революции значительно выше, чем с той же базы «Динамо».

Опасность перечисленных элементов связана с их склонностью к накоплению в почвах, илах и городской пыли. Последнее особенно опасно, поскольку является одним из путей поступления данных токсичных элементов в организм человека.

Эколого-геохимическая оценка поч-венного покрова в местах отбора охарактеризованных выше проб снега показала, что газонные почвы под воздействием реагентов приобрели щелочную реакцию среды, в то время как поч-вы зеленой зоны (база «Динамо») сохранили естественную слабокислую реакцию. А щелочная среда почвы в корне-обитаемом слое неблагоприятно сказывается на хвойных видах растений. Ярким примером этого влияния можно назвать пожелтевшую гибнущую ель возле Культурно-делового центра на Куйбышева, 14, под окнами губернатора. Поч-ва под гибнущей елью имеет сейчас щелочную среду, а не слабокислую, которая и требуется для таких деревьев.

Для определения уровня загрязнения почв тяжелыми металлами и мышьяком использован показатель суммарной загрязняющей нагрузки. Это прописано в СанПиН 2.1.7.1287–03. Согласно этому документу, суммарная загрязняющая нагрузка на почвенный покров не должна превышать так называемый «допустимый уровень загрязнения» — 16,0 единицы.

Результаты оценки почвенного покрова показали, что фактически такое состояние имеют почвы зеленой зоны (база «Динамо»), где этот показатель равен 10,0. Близкие значения имеют поч-вы скверов — 10,8 (газонная почва в сквере на Хохрякова) и 10,9 (газонная почва в сквере на Сибирской). Почва газона на ул. Ленина возле Культурно-делового центра из-под гибнущей ели имеет суммарное значение показателя 24, что соответствует категории «умеренно опасное» загрязнение. Уровень загрязнения почвы газона на перекрестке улиц Островского и Революции с наибольшим объемом поступления противогололедных реагентов составляет 33,8, что соответствует «опасной» категории загрязнения.

По имеющейся информации, наиболее безопасны для использования в урбанизированных экосистемах противогололедные реагенты фрикционного действия — песок, щебень, гранитная и мраморная крошка. Однако они малоэффективны, поскольку, налипая на колеса машин, быстро удаляются с полотна и требуют многократных подсыпок. Кроме того, происходит смыв фрикционных материалов в ливневую канализацию, что ведет к засорению водоотводов. Не говоря о том, что они служат источником рассеивания мелкодисперсных пылевых частиц, ухудшающих экологические показатели воздуха.

Для устранения негативных свойств фрикционных реагентов в них стали добавлять солевые ингредиенты. Со временем эффективность таких смесей оказалась недостаточной, долю солевых ингредиентов в их составе стали повышать, и она дошла до 90–98 процентов. Однако это вызвало резко отрицательную реакцию населения на испорченную обувь и коррозионный износ личных транспортных средств. Недовольны были и административно-хозяйственные органы, обеспокоенные солевой деструкцией дорожных покрытий, износом общественного транспорта, засолением городских почв и гибелью вследствие этого газонной растительности. Участились случаи токсического дерматита и заболеваний печени у животных и человека.

Поэтому в середине 90-х началась разработка реагентов нового поколения с хлоридом магния. Однако уже после первых применений стало ясно, что это существенно удорожает стоимость реагентов, а положительный эффект сопровождается появлением скользкой пленки на асфальто-бетонных покрытиях, что значительно увеличило тормозной путь транспортных средств. Это привело к повышению опасности на дорогах и к травматизму, связанному с падениями пешеходов на обработанных тротуарах. Кроме того выяснилось, что хлорид магния — единственный из используемых в ПГР солевых ингредиентов с достоверно доказанным кумулятивным эффектом в природной среде — он накапливается в поч-вах, в илах и в русловых отложениях водных объектов, активизируя формирование геохимических аномалий.

Что можно сделать в этой ситуации? По мнению заместителя директора Естественнонаучного института Пермского государственного национального исследовательского университета Николая Максимовича, необходимо срочно заняться экологизацией технологического процесса противогололедной обработки. И осуществлять строгий контроль за его реализацией: применять солевые (топящие снег) реагенты только на дорогах; своевременно вывозить обработанный снег в места снегосвалок за пределы города.

Кроме того, думается, следует приступать к разработке принципиально новых способов борьбы с гололедицей. Представляется перспективным термический способ — обработка горячим паром или горячее дождевание. Экологически безопасные термические методы разрушат ледяную корку, создаваемый при этом микрорельеф снизит уровень скользкости, сделав дороги более безопасными.

Как видим, варианты решения проблемы существуют. Некоторые из них уже не только опробованы на практике, но и реализуются в крупных российских городах. Представляется перспективным и экологически безопасным использование для борьбы с гололедицей на дорогах короотходов — посыпать дороги переработанными в гранулы коровыми отходами, громадные запасы которых ежегодно горят в Прикамье, усугубляя экологическую обстановку то здесь, то там. Необходимо экспериментировать, искать необычные решения. В Штатах известны случаи применения в качестве реагентов отходов ликеро-водочного производства и даже чесночной приправы. А у нас самая снежная страна в мире — мы обязаны думать об этом больше всех.

Copyright «Звезда» © При использовании материалов ссылка на zwezda.perm.ru обязательна! »»» Подписывайтесь на Telegram, Twitter, Facebook или ВКонтакте газеты «Звезда»!

К содержанию номера

Комментарии (0)

Оставить свой комментарий

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Почта нужна для отображения аватара. Подробнее на сайте Gravatar.
Антиспам
Отправить
Фоторепортаж

Глава Прикамья - интервью на старте

<>

Фото 1 / 1

Календарь
Самые комментируемые

за неделю за месяц